Республиканский союз промышленников и предпринимателей

«Инвентаризация всех неналоговых платежей и сборов и максимальная их интеграция в налоговые отношения унифицирует все категории плательщиков и будет способствовать выравниванию конкурентной среды» - Александр Швец


Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей и РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец в своем выступлении на расширенном заседании президиума НКС по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики Национального собрания обратил внимание участников на неравную фискальную нагрузку в реальном секторе за счет неналоговых платежей и сборов. Бизнес-союзы давно предлагают пересмотреть неналоговые платежи и привести их в соответствие с общими принципами налогообложения.


«В программе правительства на 19-20 годы четко определено, что налоговая нагрузка на экономику не должна превышать 26% ВВП. А неналоговые сборы составляют по нашим данным еще до 4%. В отличие от налогов, которые прописаны в Налоговом кодексе, подконтрольны МНС и другим госорганам, неналоговые платежи находятся в ведении операционных компаний. Соответственно они могут не только бесконтрольно расти, но они могут предполагать различные льготные режимы для некоторых субъектов хозяйствования, что создает, мягко говоря, неравные условия на рынке», сказал Александр Швец.

По его мнению, ярким примером создания таких неравных условий может служить арендная плата за землю: «К примеру, плата за право аренды земли – масса льгот! И госорганизациям, и значительному количеству частных. Зачем это? Должна быть фиксированная аукционная плата. А дальше – налог на землю и арендная плата. Четко, ясно и одинаково для всех».

Еще один болезненный для бизнеса вопрос, который озвучил Александр Швец на НКС – разъяснения МНС и других министерств по вопросам применения актов налогового законодательства. Проблема заключается в том, что контролирующие органы часто не принимают во внимание разъяснения министерств, налоговых органов, имеющиеся у организации, могут посчитать их необоснованными, противоречивыми или не соответствующими законодательству.

«Должно быть так, что если один орган дал разъяснения по правоприменению той или иной нормы законодательства, то ее должны принимать во внимание все другие государственные органы. А если представленные разъяснения признаются ошибочными, то ответственность за это не должен нести плательщик. Этот момент должен быть четко отрегулирован».

Проблемой того же ряда является и исполнение, а точнее – не исполнение п. 9.1. Директивы Президента Республики Беларусь № 4, в котором говорится, что «в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности».

«У нас ситуация сегодня обратная – все спорные моменты решаются в пользу госорганов. В этой связи РСПП внес предложение, что если эта норма не работает, то либо необходимо предпринять шаги для того, чтобы она заработала и был понятен механизм использования этой нормы при разрешении спорных моментов, либо необходимо ее отменить, так как поручения Главы государства попросту дискредитируются», - заявил Александр Швец.

Опубликовал: Администрация РСПП

18 Сентября, 2019